Свобода, равенство, братство
Внутренняя политика
Свобода как самоцель, равенство как принцип и братство как метод — в этом вся Айрия. Республика, построенная на возведённой в абсолют общенародной воле пылких, свободолюбивых айрэ, точно соответствует им по характеру. Сердце политической системы Айрии — Assemblée nationale, национальная ассамблея. Её возглавляют представители шести вольных провинций, по одному от каждой; представителей сопровождает по десять сенаторов (таким образом, всего в ассамблее 66 человек). Выборы в парламент проводятся раз в два года по мажоритарной системе.
Спикером Ассамблеи традиционно считается представитель Риверы, но в случае несогласия с традицией спикера избирают всё тем же большинством голосов среди представителей. На протяжении последних двадцати лет эта позиция доставалась выходцам из Аквитана.
Президент избирается всенародным голосованием раз в четыре года, но не влияет на внутреннюю политику, играя скорее символическую и дипломатическую роли. Тем не менее он имеет допуск к высшей государственной тайне и во время войны имеет статус не меньший, чем у чрезвычайного посла. Также по представлению президента формируется и правительство, после согласования позиции министра и премьер-министров с Национальной Ассамблеей.
В вопросах внутренней политики провинции имеют порядочную автономию, хоть и исторически выстроены одинаково. Этот шаг к дальнейшей федерализации был принят после победы в последней войне с Виссеном. Несмотря на оглушительный успех, Айрия понесла потери по крайней мере не меньшие, чем их северный сосед. Северные регионы государства в большей степени пострадали от военных действий, а южные от значительных человеческих потерь. Тем не менее политические уступки и дальнейший поиск согласия помогли сплотить нацию, не разобщившуюся назло недругам.
Особняком стоит разве что южный Аквитан, царство буйного laissez-faire во всех вопросах. Аквитанское правительство минимизировалось настолько, что подчас не совсем ясно, кто тут влиятельнее, оно или местный крупный бизнес. Остальные провинции примерно однородны — плюрализм, хорошее социальное обеспечение, поддержка профсоюзов и забота об условиях труда, общедоступные образование и медицина.
И всё бы хорошо, но в предвоенное тревожное время приобретённая Айрией нерешительность может сыграть с ней злую шутку. Яркий свидетель того участившиеся в последний год забастовки, уже не поддающиеся увещеваниям и поблажкам. Не помогают делу и северные территории с преимущественно висским населением, до сих пор не имеющим своего представительства.
Экономика
С географическим положением Айрии невероятно повезло — республика богата на плодородные земли и единолично владеет крупнейшим морским южным трактом (Море Возможностей). Эти преимущества айрийцы использовали на славу, отстроив не только сильное государство, но и множество крепких дипломатических связей.
Значительную часть богатства, заполученного на ранних этапах своей истории как в удачной торговле, так и в войнах, айрийцы употребили на раскрытие тайн своих соседей. С каждой технологической эпохой свободные народы умудрялись не отставать от своих визави на мировой арене и даже не потеряли при этом лицо. Конечно не все технологии были украдены, но путешествуя по старым районам почтенных городов то тут, то там можно заметить решения, характерные скорее для Элленской Империи или Виссена.
Вот и гадай, что из этого было получено по доброй воле, но в чём можно быть уверенным точно - Айрия не богата на легкодоступные ресурсы, будь то металлы, строительные материалы или топливо. За многие столетия всё, до чего можно было добраться без дорогостоящих проектов, добыто и республика сильно зависит от импорта, необходимого для поддержания её многочисленных, пусть и несколько устаревших производств. Благо в мирное время этот дефицит не ощущается так остро.
Если же отойти от сфер тяжёлой промышленности, то Айрия всегда была законодательницей мод в медицине, химии, селекции. Плодородные земли республики питают не только её саму, но и Тальварию, малые государства, Моритимию; большинство видов современных овощей и фруктов, в том числе и с южного континента, были получены айрийцами.
Известнейшие во всём мире названия как потребительской, так и промышленной химии принадлежат Айрии. Благодарить за такой успех, тем не менее, стоит не только находчивых распространителей продукции, но и давние алхимические традиции. Секретом полишинеля является тот факт, что из нескольких сотен раскрытых орденов более половины осели в республике и впоследствии стали химической промышленностью государства. Не меньше они повлияли и на развитие фармацевтики, а следом за ней и медицины.
Знаменитые "Pilule écarlate" на чёрном рынке приобретает даже Энсомния, не говоря уже о богачах обоих континентов. Но и обычным людям стоило бы быть благодарными айрийцам за открытие, например, антибиотиков, случившееся во время последней войны.
Не в последнюю очередь стоит сказать, что Либерт - столица моды во всех смыслах, витрина модных домов и центр притяжения парфюмеров, ювелиров и, конечно же, журналистов. В мирные времена читатели газет Миария упиваются историями Риверы не меньше, чем айрийским вином, считающимся эталоном, притом достаточно доступным.
Транспорт
Железнодорожный | Распространён |
Морской | Широко распространён |
Речной | Широко распространён |
Воздушный | Мало распространён |
Автомобильный | Мало распространён |
Связь
Традиционная | Общедоступна |
Телеграф | Общедоступен |
Магическая | Мало доступна |
Внешняя политика
Одержав блестящую победу над Виссеном в последней крупной войне на материке, Айрия завладела выгодными приграничными территориями. Радость омрачали лишь понесённые человеческие потери, а также напряженность с новым населением, не успевшим или не пожелавшим отправиться на север.
В отличии от своего северного соседа, эти трудности республика восприняла менее серьёзно и к очередной фазе горячего конфликта, уже видимого на горизонте, оказалась не готова. Наряду с неизбежными военными приготовлениями, Айрия усилила и свои дипломатические усилия, как открытые, так и тайные. Глубину обеспокоенности нынешнего кабинета можно понять хотя бы по тому факту, что чрезвычайный посол был отправлен даже в Энсомнию и лишь чудом этот факт удалось скрыть от Элленской империи. Не меньшие усилия прилагаются и к достижению желаемого в Штиланде, Моритимии и Элленской Империи.
И всё было бы не так ужасно, если бы не тот факт, что совокупные границы Айрии и Тальварии достаточно протяжены, а сил для их надёжного прикрытия недостаточно. Непримиримая позиция Берга - главная слабость айрийской дипломатии - грозит стать и основной военной угрозой.
Тем не менее есть и другие направления деятельности дипломатического корпуса. Республика является одним из гарантов демилитаризованной зоны малых западных государств и особенно теплые чувства испытывает к Альберу, в большинстве своём населенном этническими айрийцами. Культурный обмен и торговля между ними порой напоминают обычную логистику внутри государства с сохранением лишь формальной границы.
Малые северные государства получают меньшее внимание дипломатов, но в довесок большее присутствие разведки. Конечно не только, например, приграничные Руггель и Эттельбрук могут похвастать сосредоточением айрийской агентуры, но за ними ведётся особенно пристальное внимание. Тем не менее отношения между государствами далеки от холодных: ведётся торговля, ограниченный культурный обмен и даже технологические консультации.
Другой заметной сложностью является двойственная позиция Айрии по линии Элления-Энсомния. Если магистры достаточно безразлично относятся к дипломатическому этикету и нормам морали, то императорский совет - источник постоянной головной боли для атташе Кор Имперы. Скандалы, возникающие из-за того что Империи становится известно о каких-либо делах республики с конклавом, уже стали нормой. Тем не менее пока Айрии удаётся сохранять торговые отношения с империей, хотя те и имеют вид: оружие в обмен на эссенцию.
Немаловажной страницей в айрийской дипломатии является и Тальвария. Мир, длящийся между этими государствами уже более трёхсот лет, самый долгий из тех, что знала новейшая история. Тальварская необычность пришлась по вкусу айрийскому свободолюбию и их союз лишь крепнет с годами. Впрочем практичности в заключенных соглашениях куда больше, чем духовного родства. Помимо культурного и технологического обмена, обширной торговли заключён и полноценный военный союз; несколько корпусов айрийской армии расположены на восточной границе Тальварии.
Краткая дипломатическая сводка
I. | Тальвария
близкие отношения, открытые границы, торговля с низкими пошлинами, военный союз | Нейтральные государства
покровительство, стремление сохранить заключённые международные соглашения | |
II. | Элленская империя
нейтралитет, торговые соглашения, пакт о ненападении | Джуверия
дружба, торговые соглашения, пакт о ненападении, совместное патрулирование морских границ | Штиланд
нейтралитет, торговые соглашения, пакт о ненападении | |
III. | Энсомния
нейтральные, тайные соглашения и ограниченная торговля | Моритимия
теплый нейтралитет, обширная торговля, множество пактов о разграничении зон влияния на море | Виссен
крайняя напряжённость, подготовка к войне | |
IV. | Валиссия
нейтралитет, нет пактов | Кальдо
обеспокоенность, нет пактов | Берг
холодные, нет пактов | |
V. | Вестрайх
нейтралитет, нет связей | |
Население
Население Айрии насчитывает 24 миллиона человек, в основном сосредоточенных в центре и на востоке страны. Около 80% из них — айрийцы. Порядка 15% — виссы, большая часть которых живёт на совсем недавно завоёванных приграничных землях с Виссеном; остальные жители представлены тальварцами и элленами.
Республика пренебрежительно относится к этническому национализму, считая, что айриец — это политическая позиция, культурный код и состояние души. Принять за своего здесь спокойно могут даже висса, если тот сможет искренне проникнуться духом свободы и всем сердцем полюбить республику.
Военное дело
Военный триумф Айрии двадцатилетней давности лёг на умы следующего поколения военачальников не лучшей стороной. Убедившаяся в своём превосходстве, айрийская военная машина надолго отодвинула срок модернизации и теперь, когда беда почти на пороге, уже нет времени перенимать новый опыт и готовить кадры.
Одна из основных проблем военных в Айрии - устаревшие тактики ведения боя и общие пробелы в стратегии. Компенсировать их с трудом удаётся регулярной переброской личного состава с границ восточной Тальварии на родину, но приграничные стычки вряд-ли могут полноценно заменить собой полноценный театр военных действий.
Как и прежде Айрия уповает на свои выдающиеся алхимические технологии, применимые и в войне, достойную подготовку пехоты и кавалерии. Однако техническая отсталость и отсутствие налаженного производства новых видов вооружения значительно ограничивают планирование, вынуждая генштаб всё сильнее полагаться на оборону, нежели чем на нападение.
Не облегчают дело и политики, привыкшие к качественной работе разведки. Разведка, а также контрразведка, действительно крайне сильны в республике, но какой толк от информации, если на её основании не принимаются осмысленные и своевременные действия?
Тем не менее недооценивать Айрию крайне опасно. Пусть и не в лучшей форме, республика является могущественным противником и имеет немало союзников.
Дела магические
Исторически айрийцы достаточно легкомысленно относились к магии и никогда не имели культов или религиозных учений включавших в себя Воплощение и при этом влиявших на всю территорию современной республики. Отголоски тайных знаний приходили на равнины со всех направлений: висский шаманизм с севера, элленское учение с запада, практики монахов с востока и даже первородная магия юга. Ни одной из них не удалось закрепиться и на протяжении своей долгой истории, различные государственные объединения Айрии пользовались услугами творцов-наёмников.
Однако ко времени двенадцатого века многое изменилось. Поход против ложных богов, проведённый Элленией, привил местному населению имперское представление о магии. Представление о Воплощении как об ещё одной, полноценной системе познания. С тех пор Айрия идёт в кильватере Эллении, с запозданием перенимая новые магические практики.
В современной республике магия достаточно распространена как у городского населения, так и у военных. Старый и новый высший свет считает особенно важным знать пару-тройку магических трюков, а многие и вовсе посвящают свою жизнь сочетанию тайного знания и науки. Военные же концентрируются на изучении разделов противодействия магии, чему в немалой степени помогают добрососедские отношения с тальварцами - народом, первым достигшим истины о пути Астрала.
Немалая доля практикующих Воплощение приходится и на алхимические ордена, отнюдь не исчезнувшие в исторических хрониках. Пусть и немногочисленные по отношению ко всему населению, ордена сплошь состоят из магов разной степени квалификации и государство имеет чёткое представление об их возможностях. Чего не скажешь о выпускниках гражданских магических академий, с некоторого времени получивших разрешение не становится на учёт.
Обратной монетой столь либерального отношения стал расцвет магической преступности, значительно подтачивающий и без того ослабшее терпение нации. Дошло до того, что некоторые закрытые предприятия по добыче эссенции были атакованы магами-ренегатами и Элленская империя в ультимативном порядке потребовала от Айрии решить не только вопрос стабильности поставок, но и безопасности. На данный момент ведётся активная работа в этом направлении.